Создаем цветник по цвету

При создании цветника большую роль играет колористика, которую можно рассматривать,  как искусство сочетания растений. Принятые в ландшафтном дизайне общие законы цветовой гармонии опираются на законы восприятия цвета в природе и положены в одну из основ составления цветников.

Поговорим об эмоциональном воздействии цвета. Многочисленные исследования ученых, высказывания художников позволяют сделать выводы относительно связи чисто объективных качеств цвета с физиологическими и эмоциональными реакциями, которые они вызывают.

При компоновке цветника это представляется наиболее важным, так как, чем ярче и чище цвет, тем определеннее и устойчивее реакция на него, и, наоборот, чем слабее и менее насыщеннее цвет ‒ тем слабее и неустойчивее реакция. По характеру эмоционального воздействия и степени возбуждения цвета располагаются в том же порядке, в каком они находятся в цветовом спектре: красный — оранжевый — желтый — зеленый — голубой — синий — фиолетовый.

Наиболее приятными для глаз, гармоничными, являются сочетания цветов, находящиеся в цветовом круге через один или через два сектора (например, желтый — голубой, оранжевый — фиолетовый.

Неблагоприятные сочетания образуют цвета, размещенные рядом, в соседних секторах цветового круга (фиолетовый — синий, красный — оранжевый).

Все цвета подразделяются на теплые, активные, действующие возбуждающе (красный, оранжевый, желтый), и холодные, действующие успокаивающе (синий, голубой, фиолетовый).

Зеленый, находящийся в середине спектра, считается цветом физического равновесия. Надо помнить, что в природе мы никогда не встретим чистых, насыщенных тонов спектра, почти все оттенки живых растений смягчены, размыты.

Цветник может быть построен как на контрастном приеме, так и на постепенном переходе от одного цвета к другому.

Например, при классическом сопоставлении синего и желтого ‒ рядом с желтым следует посадить цветы кремовых, золотистых, розоватых оттенков, около синего — ряд цветов фиолетовых оттенков, постепенно приближая их к синему. На границе контрастных тонов добавляем белые цветы.


Немаловажно учитывать на каком фоне будут смотреться растения. Обычно в качестве фона выступает зелень травы и листьев, зеленый цвет успокаивает, уравновешивает любую яркую композицию.


Иное дело ‒ стена дома: на фоне красного кирпича лучше будет выглядеть холодный сине-голубой цветник.

На темном фоне ‒ синие тона будто отступают, на светлом ‒ зрительно приближаются.

На фоне белой оштукатуренной стены эффектно смотрятся растения с темно-зеленой листвой и с цветами оранжевой теплой гаммы.

При проектирование размещения цветника учитывайте основные точки его обозрения. Это может быть из окон дома, с веранды, со скамьи в саду, при движении по садовой дорожке.

Цветом можно добиться эффекта удаления или приближения композиции.

При этом растения на переднем плане должны иметь яркую окраску преимущественно теплых тонов, в то время как задний план или фон цветника составляется из цветов холодных или нейтральных оттенков.

Помните, что в отдалении цвет меняется, будто обволакивая предметы легкой прозрачной дымкой.

Применение холодных тонов зрительно увеличивает и удлиняет пространство сада. Холодные тона это голубые, лавандовые, розовые, бледно-пурпурные, лимонные и кремовые окраски.


Желтая группа является фокусной точкой сада. Желтые цветы кажутся больше и ближе, чем на самом деле. Но прежде чем сажать растения этого цвета, продумайте их так, что бы был баланс по цвету, иначе они внесут ощущение беспокойства.


Ощущение устойчивости создают темные, насыщенные по тону растения, при условии их  размещения ближе к основанию цветника. Стабильность нарушается, если темные растения высадить сзади, а светлые — на переднем плане.

Зрительно приближает цветник и делает его объемным ‒ оранжевый цвет, смесь желтого и красного. А создают иллюзию удаления ‒ фиолетовые и сине-голубые оттенки.

Только внимательное изучение многообразия видов и сортов растений во всей полноте художественных достоинств позволит избежать ошибок при составлении цветовых сочетаний.

Слишком резкий контраст, чересчур яркий блеск вызовет утомление зрения, слишком слабый ‒ заставит глаз напрягаться, отличая один цвет от другого. Сочетание контрастных тонов позволяет повысить насыщенность цвета, на фоне контрастного цвет усиливается. Однако, чем ближе по отношению друг к другу располагаются цвета в спектре, тем меньше ощущение их насыщенности. Существуют поэтому определенные пропорции в соотношении цветовых пятен: насыщенные, яркие составляют пятую-шестую часть от общей массы, остальное приходится на спокойные, малонасыщенные тона, благодаря чему достигается общая уравновешенность.

Размещая в цветнике растения с вялыми, блеклыми оттенками, мы можем их значительно усилить или, наоборот, ослабить насыщенность слишком ярких тонов введением другого цвета. Так, розовый и бледно-красный усилят свою насыщенность рядом с зеленым цветом, желтый ‒ с синим, фиолетовый ‒ с желтым и т.д.

Напротив, ощущение насыщенности, излишнюю яркость можно ослабить: синий тон рядом с красным поголубеет, а рядом с желтым приобретет зеленовато-желтый оттенок. Можно выявить или даже изменить цвет, сопоставляя различно окрашенные предметы. Так, серый тон на синем фоне приобретет желтый оттенок, на красном ‒ зеленый, на зеленом ‒ красный.


В природе мы встречаем и смешанные тона, такие, например, как пурпурный, стоящий на границе между фиолетовым и красным и замыкающий собой цветовой круг. В композиции цветника важную роль играет использование нейтральных тонов ‒ черного, белого и серого.


Если черный, усиливая действие желтого и красного, одновременно уменьшает объемность цветовых сочетаний, то нейтральный белый, наоборот, увеличивает их объемность, вносит свет и оживление в пестрые сочетания цветов, помогает отделить друг от друга слишком контрастные цвета.Такую же роль играют и серебристо-серые тона, которых немало среди декоративно-лиственных растений.

Нет универсальной схемы сочетания. Можно создавать цветник с доминантой  одного цвета, либо на контрастном сопоставлении разных цветов, не забывая смягчать переход одного к другому через промежуточные тона.

 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтоб подтвердить что вы человек
2 + 8 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.