Каноны японского сада

Садово-парковое искусство Японии не имеет столь древних традиций, как в Китае. Поэтому во времена проникновения буддизма в Японию (через Корею) многое было заимствовано у китайских строителей парков.

Но по духу японские садово-парковые ансамбли отличаются от китайских, и прежде всего потому, что японцы отточили до филигранного мастерства искусство создания миниатюрных ландшафтов. Для Японии характерен теплый влажный климат, две трети площади страны покрыты лесами. В лесах растут сосна, японский кедр, кипарис, криптомерия, можжевельник, туя, тис, дуб, бамбук, магнолия, азалия, аукуб. Ярко выраженный рельеф и срезанная береговая линия дополняют живописность ландшафта. 
В иерархии элементов природного ландшафта рельеф и камень занимают главенствующее положение, что определяется большей, чем у всех других компонентов, стабильностью во времени и пространстве и большим влиянием на климат участка. Япония и Китай внесли наибольший вклад в мастерство использования рельефа, скал и камней в ландшафтном искусстве. Не человека, а именно камень японцы отнесли к высшим творениям природы. 
Одним из первых, упоминаемых в исторических документах, был сад дворца императрицы Суйко. Можно считать, что особая система создания японского сада сложилась к 794 г., когда была построена столица Хейан, впоследствии Киото.

В это время (VIII–XII вв.) были созданы сады под названием «озера и острова», связанные с особым стилем светской архитектуры – синуэн. Они очень напоминают китайские сады, являющиеся прообразом японского пейзажного садостроения. Этот стиль возник в процессе дворцового строительства и иногда называется также «дворцовым стилем». Он имел массу условностей и диктовал создателям парков обязательное наличие определенных композиционных приемов. Сады были яркими и красочными, залиты солнцем и играли немаловажную роль в церемониальной  общественной жизни не только императорского двора, но и аристократии. В те времена сад совсем не предназначался для созерцательного любования им. Позже, когда фактической резиденцией правителей Японии (сегунов) стало селение Камакура (1192–1333 гг.), эстетические понятия японского общества претерпевают существенные изменения. Большое влияние на всю японскую культуру, в том числе и на искусство паркостроения, начинает оказывать учение буддийской секты дзен (сидящий монах), которая считала, что единственный источник познания истины – интуиция.

Длительное созерцание  и самоуглубление,  по учению  дзэн,  могло привести  к  внезапному озарению – пониманию истины Будды. Но так как эту истину нельзя выразить словами, то наиболее точное ее воплощение достигается в искусстве в момент вдохновения, творческого порыва художника.

В этот период в японской культуре были выработаны три основные категории: син, гё, со. Их применяли в каллиграфии, икебане и садово-парковом искусстве. Относительно японского сада категория син предписывала полный набор элементов сада, правду, точность; категория гё – полусимволическую трактовку сада, сжатость, лаконизм; категория со – чистую символику, предельно сжатую, но выразительную форму. Примером может быть «сухой сад», в котором вместо воды главную роль играют песок, камень.

Для создания такой сложной садовой системы большое значение имели теоретические разработки по садово-парковому искусству. Самая давняя книга о садах «Сэндзай Хисе» относится к Хэйанскому периоду. В XIII в. появились теоретические сочинения по садовому искусству Иошитзуке Гокийоки, основанные на теории контрастов. В жизнь проводилась идея контрастов двух сил, активной и пассивной. Высокий камень – активное, господствующее начало, лежащий камень – пассивное. Они должны быть противопоставлены. Так, по теории контрастов около развесистого дерева непременно надо ставить высокий фонарь.

Выдающимся мастером и теоретиком садово-паркового искусства был монах Кокуси Мусо (1276–1351 гг.), известный также как Сосеки, прославившийся устройством садов с меняющимися пейзажами. Этому выдающемуся представителю школы Тэкрнадзи приписывают создание знаменитых садов: Сайходзи (Сад мхов), Тодзи-ин (Сад воды), Миесидзи (Сухая водная гладь). Позже Соами (1459–1525 гг.) в руководстве «Цукияма сансуй дэн» (Предание о садах) еще более конкретизировал учение о контрастах, разработав 12 стилей простых и морских пейзажей. Например, скалисто-морской стиль требовал высокого водопада, деревьев, разбитых грозой, и морских камней на берегу; стиль трав – круглых холмов и плоских камней, узловатых сливовых деревьев на берегу водоема. Практически эти стили способствовали созданию садов двух типов: холмистого (Цукияма) и плоского (Хиракива). К этому времени восходит начало учения о типах ландшафтов, которое в современном паркостроении является общепринятым и играет большую роль при разработке композиции парков. Основой каждой композиции были камни. Теория выделяла 138 главных типов камней: озерные и речные, камни, делящие поток, камни-тропинки, лежачие и т.п. В небольших композициях можно было ограничиться пятью камнями.

Лучший пример типа сада, возникшего под влиянием идей секты дзен, южный Сад камней при монастыре Реандзи в Киото, создателем которого считается знаменитый монах-художник Соами. Единственное украшение этого небольшого сада (218,8 кв.м.), замкнутого с трех сторон невысокой каменной стеной, асимметрично расположенные 15 камней различной формы. В саду нет ничего изменяющегося – растущего и увядающего – но он не кажется застывшим и мертвым. Сад вызывает все новые и новые впечатления. В зависимости от времени дня и года изменяются освещенность камней, густота отбрасываемых ими теней, величина, оттенок и фактура каждого камня и т.п.

Старинный японский сад не знал газона. Вместо него была плотно утрамбованная сырая земля. Ее часто покрывали серебристо-белым или золотистым песком, который украшали бороздками, иногда в виде сложных узоров. Для ходьбы использовали плоские камни, образующие дорожку.

Главное архитектурное сооружение – жилой дом, храм – находилось в центре сада. Создатель парка стремился найти для сооружения такую территорию, чтобы из любой ее точки открывались виды на самые лучшие уголки. В зависимости от общего размера сада устанавливали пропорции отдельных компонентов, входящих в общую композицию. Деревья и кустарники подбирали прежде всего по контрастности расцветки, отдавая предпочтение вечнозеленым. Японцы также всегда любили вишню сакуру, персиковые деревья за их красоту во время весеннего цветения, клен за красочное великолепие пурпурной осенней листвы. Нередко поблизости от дома высаживали банановые деревья специально для того, чтобы во время дождя слушать «музыку капель» и дополнять зрительные впечатления слуховыми.

Японские садостроители часто использовали эффект журчащей воды. При этом лучшим вариантом был быстро текущий ручей, впадающий в озеро, напоминающее в плане спину черепахи. В центре картины находился водопад. Переходами через маленькие ручьи служили дорожки из плоских камней. Если воды не было, строители создавали сухой ручей, дно которого посыпали песком и оформляли так, будто он наполнен водой.

На садовое искусство Японии особое влияние оказала чайная церемония (тяною). Сначала чаепития проводили только в дзенских монастырях, но в XVI в. они превратились в особые торжественные церемонии, проводимые в небольших садах, имевших чайные павильоны.

Во время чайной церемонии руководствовались принципами, лежащими в основе японской культуры: саби, ваби и сибуй. которые требовали умения в простых формах выражать сложное и многогранное содержание. Этот обычай был своеобразным протестом против вычурной искусственности аристократии. Участники чайной церемонии проходили через сад с густой растительностью по тропинкам из плоских камней. Основное назначение сада – способствовать сосредоточенности и самоуглублению. Поэтому в чайном саду не было ничего, что нарушало бы спокойное расположение духа. Основные элементы чайного сада – тропинка из камней, водоем для умывания, колодец, каменный фонарь, то есть все необходимое для проведения церемонии. Скрытый смысл церемонии – развитие тончайшей эмоциональной реакции на естественную красоту природы и произведения искусства. Примером такого сада может быть чайный сад во дворце Хидэеси (1536–1598 гг.).

Устройство садов на небольшой территории отточило искусство создания миниатюрных ландшафтов в черном лакированном кубке (бонсеки) и выращивания карликовых деревьев (бонсай). С помощью специального режима поливки, того или иного состава почвы японцы выращивали деревья и кустарники нужного размера и формы, с определенным оттенком листвы. Стопятидесятилетние деревья, скалы и камни, модели дворцов и храмов все это могло поместиться на блюде и украсить любой интерьер. Родиной бонсай считается Китай. Там это искусство известно под названием пенцзин (пен – глиняный горшок, цзин - пейзаж). Пенцзин был чрезвычайно популярен в народе. Пейзажи часто дополняли искусственными скалами, фарфоровыми домиками, фигурками людей и животных, мостиками, пагодами, беседками, а зеркало воды - игрушечными кораблями и джонками. Искусство выращивания миниатюрных деревьев в Китае называлось пенцзай.

В VI в. искусство выращивания карликовых растений перекочевало из Китая в Японию. Японцы подхватили эту идею, усовершенствовали и сделали исключительно своей. Первые упоминания про бонсай найдены в японских пергаментах 1310 г. В это время бонсай был любимым увлечением зажиточной японской знати. Но это искусство отвлекало также от ежедневного труда и обыкновенного человека, замыкало его на дело, которому уделялось все свободное время. В 1914 году в Японии состоялась первая национальная выставка бонсая и с тех пор такие выставки проводятся ежегодно. После войны искусство бонсай распространилось в Европе, и теперь существует более 120 национальных организаций, объединенных в Международную ассоциацию бонсай.

Своим видом, удивительной гармонией размеров и форм, идеальной пропорциональностью миниатюрные деревья похожи на лесных гигантов с мощной корневой системой и трещиноватой состарившейся корой. Это могут быть деревья, которые свободно растут в лесу, на морском побережье или на горных склонах, сгибаясь под ветрами. Так возникли разные стили и техники, основанные на великолепном понимании законов природы.

Бонсай передавался в семье из поколения  в поколение, постоянно усовершенствовался, никогда не застывая в окончательном виде. Он символизирует стремление человека к счастью, семейной гармонии, спокойной старости.

Искусство выращивания миниатюрных деревьев приобретает в разных странах свои специфические черты, отвечает образу мышления народа и характеру местной природы. Мы не можем не вспомнить великолепного отечественного мастера бонсай из Крыма Анатолия Анненкова, который своим оригинальным подходом к выращиванию бонсай завоевал всемирное призвание и его работы помешаются в различных изданиях, посвященных этому оригинальному искусству.

В Японии существует несколько теоретических школ, которые используют канонические классификации карликовых растений. В одной из них – 10, в другой – 6, но свести их можно к таким типам.

Тенкан (tenkan) – «прямостоячее дерево». Вертикальный ствол, устремленный в небо; оригинальной формы корни, которые вросли в землю и направлены по четырем сторонам света, создающие впечатления надежности ветки симметричны, крона создает треугольный силуэт. Этот классический стиль наиболее подходит для хвойных и вечнозеленых растений.

Моеги (moyogi) – «свободное прямое дерево». Верхушка дерева

должна быть точно над тем местом, где находится основание ствола. Ствол в свою очередь может иметь слегка изогнутую форму. При этом наибольший изгиб приходится на его нижнюю часть.

Хокидачи  (hokidachi) – «метла». Стиль относительно простой в

ормировании, в дальнейшем легко поддерживается. Главное условие абсолютно прямой ствол, ветви создают крону, которая напоминает раскрытый веер или метлу. Нижняя часть ствола должна быть без веток.

Кенгай (ktngai) – «каскад». Ствол и ветви направлены ровно вниз и

символизируют дерево, которое растет над обрывом под сильными ветрами. Для этого стиля подходят только растения, которые встречаются в таких природных условиях: сосны, можжевельники, кизильники.

Сокан (sokan) – «те, которые растут вместе». Дерево с двумя

раздельными стволами и общим корнем. В молодом возрасте формируют два ростка – один более мощный (основной), другой – меньших размеров, слегка наклоненный вбок.

Последнее время очень распространенный стиль бонсай из нескольких деревьев (от 3 до13 и больше), а также микроландшафты, которые имитируют небольшой участок леса. При размещении их в контейнере берут нечетное количество деревьев, избегая симметрии: высокие размещают впереди, маленькие – сзади и с боков.

Нецуранари (netsuranari) – «стоячие солдаты». На дно контейнера

укладывают выбранное дерево и ствол присыпают землей. Ветки, которые пойдут в рост, необходимо направлять вверх, со временем они создают впечатление отдельных деревьев, которые напоминают лес.

Эсе-уе (yose-ue) – «из множества деревьев». Также как и предыдущий

стиль имитирует лесной ландшафт. Растения, лучше одного вида, выращенные из семян, черенков, найденных в природе, размещают в контейнере. Наиболее подходят для этого сосны, туи, криптомерии, березы, буки, грабы, дзельквы, клены.

Исидзуки (isiutsuki) –« те, что цепляются за скалу». Растения, которые

живут на вершине гор или на пустынных морских островах. Один из сложнейших и эффектных стилей бонсай. Для его формирования прежде всего подбирается камень, который будет имитировать скалу или остров. Используются сосны и клены. На протяжении нескольких лет у них выращивают длинные корни, которые потом опутают скалу. Для этого стиля подходит плоский сосуд, в который наливают воду, чтобы создать подобие острова.

Можно использовать и соединение основных стилей бонсай. Мастера этого искусства пользуются большим уважением в странах Востока, как и выдающиеся художники, скульпторы, архитекторы.

Японский народ отличается необыкновенной любовью к цветам. В Японии уже шесть столетий совершенствуется искусство создания художественных композиций из цветов – икебана. Икебана – термин, который не переводится. Наиболее точно его можно передать так: «сохранение цветов во второй жизни». М. Алигер очень образно описала процесс создания цветочных композиций:

«Берет японец ветку вишни

в жемчужно-розовом цвету,

срезает все, что видит лишним,

что нарушает  красоту.

И острый  нож кромсает, мучит

живую зелень,  нежный  цвет.

Но он становится  все лучше,

неповторимый тот букет,

исполненный такого чувства,

что  не  добавить  ничего, –

произведение искусства,

дитя  жестокости  его.

Он, как японская картина,

он словно утренний рассвет:

светло, и ярко, и едино,

и лишних красок в гамме нет».

Аранжировка цветов снимает нервные и психические нагрузки, создает хорошее настроение, развивает творческие способности, художественный вкус. Известная токийская школа икебаны Согецу проповедует нагеире – композиции в высоких вазах и морибана – в плоских невысоких горшках. Основу композиции икебана составляют сочетание линий и контраст красок. Цветочные композиции помещают в специальную нишу (токонома), которая раньше была в каждом доме.

В заключение о садово-парковом искусстве Японии можно сказать следующее. При всем многообразии японских садов их разделяют на три основных типа: «дворцовые сады», или сады «острова и озера», плоские или холмистые сады храмов и жилых домов и «чайные сады». Идеологической основой строительства садов Японии была буддийская философия, проповедовавшая равновесие между активными и пассивными силами природы. Строители садов руководствовались теоретическими предписаниями Гокийоки, Соами, Мусо, положивших начало учению о ландшафтах. Композиции садов Японии были основаны на принципах: син, гё и со. Создатели парков стремились к естественному равновесию и гармонии свободного и заполненного пространств; они отдавали предпочтение мягкости общего тона, в частности гармонии матового зеленого или серого общего тона. Эти тона излучают ту особую прелесть, которой отличаются произведения искусства, выдержавшие испытания временем, например изделия из серебра. В садово-парковом искусстве мох, покрывший скалы и деревья, – это последний, одобряющий штрих природы.

Из характерных приемов садово-паркового строительства Японии необходимо отметить такие: использование мотивов или тем, подсказанных природой; включение в композицию озер и потоков, камней; подстрижка деревьев.

Поделись с друзьями: 

Добавить комментарий

Cтатьи по теме: Сады и парки

Сады и парки

Цветочная выставка Hampton Court Palace Flower Show 2017

понедельник, 17 июля, 2017 - 22:50
Сады и парки

Ботанический сад Вилла Таранто в Италии

суббота, 10 июня, 2017 - 02:19
Сады и парки

Китайский сад Лю Фан Юань в Калифорнии

вторник, 6 июня, 2017 - 19:02
Сады и парки

Топиари: из прошлого в будущее

суббота, 13 мая, 2017 - 16:51