Добавить комментарий

Водоемы в ландшафте парка

« Пусть речки, родники, каскады, гладь озер
Всю местность оживят, людской чаруя взор!
От века нас вода и радует, и манит,
В ней – жизнь: все без нее хиреет, чахнет, вянет
Она поит луга, и нивы, и леса,
В ней отраженные сияют небеса.»
Ж.Делиль. «Сады»

Водоемы  и другие  водные устройства в парке – это  важнейший элемент, без участия которого невозможно  представить себе любой ландшафт – и  парковый, городской, и загородный, сельский.
Известно, что вода, которая нагревается и охлаждается медленнее, чем земля, создает благоприятный микроклимат в парке, смягчая резкие колебания температуры воздуха, и способствует очищению воздуха за счет его вертикальной циркуляции. Одновременно повышается влажность, что особенно важно для растений. Но в первую очередь, само наличие воды – это условие существования всех живых организмов в природе.
   Для ландшафтных архитекторов и дизайнеров тема воды в парке и создания специальных водных устройств приобретает  важнейшее  значение еще и потому, что водоемы представляют собой одно из сильнейших композиционных средств пространственной организации садов и парков, придавая им особую индивидуальность и красоту.
   И если  на заре цивилизации  водоемы служили в основном для орошения полей и выращивания рыбы, то уже несколько тысячелетий им придается и эстетическое значение. Спокойная гладь пруда и бассейна получила поэтическое сравнение с зеркалом или «оком земли», отражающим небо. Ручей, прыгающий по камням,  фонтан, повторяющий красоту природного гейзера, вносят в пейзаж парка динамику, оживление, а человеческое ухо улавливает в их звуках своеобразную мелодию.
  Многие парки получили всемирную известность именно благодаря оригинальным гидротехническим системам, использующим, как правило, природные условия места и в особенности рельеф. Так, итальянские виллы эпохи Возрождения прославились роскошными фонтанами, которые используют  естественный напор воды, текущей с Аппенин. За счет таяния снегов в горах и совершенной  гидротехнической системы засушливая пустыня Испании еще в Средние века превратилась в цветущий сад. В равнинном парковом ландшафте преобладают обширные водоемы – в  Китае, например, основным мотивом планировки парка служит система разветвленных озер, а парковые ансамбли Франции, созданные на болотистых равнинах, включают обширные бассейны и каналы, с помощью которых были осушены большие пространства.
  Русские усадебные парки обязательно включали водоемы, а чаще целый «каскад» прудов, служивший для разведения рыбы и птицы. С этой целью сооружались запруды в русле ручья или оврага, на которых возникали мельницы, использующие энергию падающей воды.
  И всегда особые свойства воды – присущее ей богатство красок и звуков, возможность изменять свою форму и цвет, ее способность к движению, ее изменчивость в зависимости от освещения солнцем, от состояния погоды и воздуха позволяют различно использовать водные устройства для обогащения пейзажей парка.
   К основным декоративным достоинствам замкнутых, спокойных водоемов (озер, прудов, водохранилищ) относится их способность к отражению. Все предметы, расположенные вокруг них : деревья, кусты, цветы, сооружения – как бы удваиваются. При этом пологие, свободные от растений берега водоема зрительно расширяются, а отражение неба увеличивается. И наоборот, если водоем окружают высокие берега, густо засаженные деревьями, то их отражение затемняет воду, и берега как бы сдвигаются. На этом основаны эффекты зрительного увеличения или уменьшения площади водоема: для достижения иллюзии простора, большей поверхности воды нужно сохранять плоские низкие берега. Крутые, скалистые берега, особенно поросшие деревьями, создают эффект, получивший название «черного зеркала».
   Когда же требуется акцентировать какой-нибудь объект на берегу с помощью  отражения, его размещают на склоне, попадающем в угол зрения, оставляя для отражения сравнительно большую поверхность воды. Заметим, что современный парковый ландшафт включает и регулярные бассейны правильной геометрической формы (круглые, квадратные, прямоугольные) там, где это обосновано композицией и отвечает функциональному назначению водоема. При этом уделяется внимание не только отражательному эффекту воды, но и декоративному решению дна бассейна.
Одно из самых сильных впечатлений оставляют в пейзаже парка водные устройства с движущейся водой: ручьи, каскады и особенно водопады и фонтаны. Падающая вода образует брызги, которые отражая свет , создают сверкающие блики на окружающих водопад камнях и листве растений. Мастерством устройства водопадов, основанном на тщательном и любовном изучении их природных аналогов, отличаются японцы. Каждый камень, уложенный в русло перегороженного потока, носит свое, особое название, потому что имеет определенную форму и положение, соотносясь с другими, прилегающими к нему камнями. Можно получить несметное количество вариантов формы и характера струй падающей воды, которая может и сочиться тоненькой струей, и литься прозрачной сплошной пеленой, и громыхая, стремиться вниз бурным потоком. Устройство ручья в парке точно так же, как и водопада, требует обязательного перепада рельефа, иногда совсем незначительного. Из Японии пришел в европейские парки декоративный прием «сухого» ручья, в котором вода в жаркие дни совсем пересыхает, что требует особо внимательного выполнения каменистого днища.
Наконец, почти ни один парк не обходится без фонтанов, и это определяется величиной и значимостью парка, его функциональным назначением. Но разнообразие и декоративность современных фонтанов, снабженных совершенной техникой, бесконечны – от скромных, но необходимых в парке питьевых фонтанчиков до целых водных ансамблей с управляемой высотой и формой струй – цветомузыкальных фонтанов с синхронным взаимодействием воды, света, цвета и музыки. Они украшают  парк в наиболее важных и ответственных местах.
Возможность и целесообразность сооружения того или иного водного устройства, их расположение, форму и экономичность строительства можно понять и оценить только благодаря знанию условий образования различных видов естественных водоемов.  Водоемы проектируются на основании изыскательских работ и  расчетов, которые выполняют гидрогеологи. Они определяют источники обводнения, состав и свойства грунтов, потребность в воде и, как результат, стоимость строительства.
Важнейшее значение в композиции и размещении водоемов имеет рельеф территории, его полноценное использование. Чаще всего встречается относительно ровный или слегка волнистый рельеф, (склоны холмов, долины рек), что определяет создание крупного водоема. Реже на территории парка встречаются балки, овраги, узкие долины рек, пересекающие  парк, и это подсказывает ландшафтному архитектору устройство системы водоемов в разных уровнях. Это могут быть так называемые террасные пруды. Разностью в уровнях их отметок пользуются для создания каскадов и водопадов. Возможна и другая, комбинированная система – сочетание террасных прудов с водоемами, размещенными в одном уровне, как, например, в парке Царского Села, где центром композиции является большое озеро, а выше и ниже его размещены террасные пруды. Важно понять и оценить, какие художественные возможности таит в себе тот или иной, на первый взгляд «невыразительный» ландшафт.
Водоем или система водоемов неразрывно связаны с общим архитектурно-планировочным решением парка. Это не только часть пространственной композиции парка – нередко   крупный водоем играет в ней формирующую, главную роль. Большие открытые поверхности воды, позволяющие с дальних расстояний рассматривать береговые пейзажи, чередовать глубокие многоплановые перспективы с небольшими замкнутыми пейзажами, объединять пейзажи и архитектурные сооружения с помощью раскрытия перспектив через водное зеркало. На берегах водоемов создаются  наиболее выигрышные архитектурные комплексы – акценты  парковых композиций. К ним, так же как к интересным видовым точкам, подходят аллеи или дорожки, при передвижении по которым последовательно раскрывается замысел композиции.
Существует несколько различных приемов создания водоемов в парке. Один из них заключается в расчленении водной поверхности на ряд водоемов, как правило, сообщающихся между собой. Эти водоемы, окаймляя внутреннюю часть территории  парка, включаются в композицию почти всех пейзажей, и привлекают внимание посетителей во время всего пребывания в парке. Таков, например, парк на одном из островов в Петербурге. Изначально остров имел низкую заболоченную поверхность, изрезанную заливами и заливаемую водами Невы. С помощью земляных работ эти заливы были превращены во внутрипарковые водоемы, размещенные по периметру острова, и  эта система живописных прудов стала  «центром притяжения» посетителей парка. Кроме того, расчлененность прудов позволила придать им различное назначение. Один из них оборудован для водного спорта взрослых, другой – для  отдыха детей, остальные – для катания на лодках.
Такая же цепь зрительно объединенных водоемов проходит через парк Софиевка. Крупные водоемы – Верхний и Нижний – объединены в этом парке
сложной системой водных устройств и более мелких водоемов, размещенных в разных уровнях в долине реки Каменки, и образуют сложную ось парка. Уникальные природные особенности этого ландшафта были мастерски использованы паркостроителями, и парк оставляет  незабываемое впечатление.
Вторым планировочным приемом нужно считать создание композиционной оси парка с помощью цепочки водоемов, расположенных в одном уровне. Характерные примеры такого решения представляют собой два парка: Тростянец на Украине и Луговой парк в Петергофе. В парке Тростянец водоемы размещены в центре парка и  образуют его основную ось. Водная система состоит из Большого пруда, протянувшегося от одной границы парка до другой, и двух малых прудов и занимает главенствующее положение в парке, несмотря на свою сравнительно небольшую площадь по отношению к общей территории. Это самые привлекательные места в парке и, благодаря удачной трассировке аллей и дорожек, посетители неизменно выходят к прекрасным береговым панорамам и к тем видовым точкам, с которых раскрываются перспективы на главные композиционные узлы.
В одном уровне расположены и многочисленные живописные озера Гатчинского парка, разделенные полуостровами и островами. Парк возник на заболоченной территории, где уже существовало несколько озер. Дополнительно были устроены каналы, протоки, острова и водный лабиринт, представляющий собой сеть каналов с извилистыми берегами. На пониженных участках вырыты два пруда регулярной формы (Адмиралтейский и Карпин пруд). Система водоемов воспринимается не только раздельно, но и в целом – как обширная водная поверхность и представляет собой композиционную основу парка. Она объединяет расположенные по берегам многочисленные парковые сооружения и сам дворец, а парковые аллеи  рассчитаны на раскрытие самых интересных пейзажей через просеки и разрывы в массиве зелени.
Примеров парков, где водоемы расположены вне композиционного центра или оси парка, почти нет, поскольку бессистемное, случайное размещение водных устройств не дает какого-либо художественного эффекта. Такие водоемы можно использовать как локальные центры композиции в отдельных зонах парка.
Художественная ценность и  индивидуальность любого паркового водоема зачастую определяются удачным решением береговой полосы и построением береговых пейзажей, которое определяется конкретными условиями местности. Не меньшее значение имеет и форма водного зеркала (компактная, вытянутая, изогнутая или сложная, расчлененная ), так же как рисунок изгибов береговой линии.
  Простая компактная форма водоема обычно включает острова и полуострова (мысы). При этом с любой точки берега могут открываться обширные панорамы или всего водоема, или большей его части.  Характерным примером служит Большое озеро в Екатерининском парке Царского Села. Крупному масштабу озера (600 м в длину и 250 м в ширину) соответствуют размеры островов и  выступающих в воду полуостровов, образующих несколько последовательно расположенных планов, которые обогащают общую панораму. Вытянутая, удлиненная форма водоема обычно не может быть охвачена одним взглядом, и при движении вдоль него зрителем воспринимаются только отдельные участки противоположного берега.
   Изогнутая форма водоема отличается постоянной сменой изгибов береговой линии,  которые при движении то скрывают часть водоема, а то постепенно (или внезапно) открывают ее. При этом взгляд направляется не только вдоль, но и поперек водоема, и это позволяет достичь большого разнообразия и раскрытия различных по характеру пейзажей.
  Наконец, сложная форма водоема складывается из системы нескольких взаимосвязанных водоемов, либо из одного водоема, расчлененного заливами, мысами, островами, бухтами, как водоем в Гатчине, береговые пейзажи которого очень разнообразны и отличаются друг от друга глубиной перспективы. Вместе с тем весь водоем можно обозреть только постепенно. 
  Форма зеркала водоема и очертания его берегов в первую очередь,  зависят от  природных условий местности, но  при строительстве водоемов, образованных с помощью напорных плотин, можно достаточно точно определить, при каком уровне получится желаемая форма. В зависимости от роли водоема в композиции парка и его функционального назначения назначают высоту плотины.
При дальнейшем проектировании полученная конфигурация берегов водоема может быть и изменена с помощью земляных работ, но сам характер рисунка берегов должен быть предельно связан с существующим рельефом. Это относится к расположению и кривизне  изгибов берега, к плавности его очертаний и, в равной степени – к  тому, из каких пород он складывается. Контур водоема  должен подчеркивать пластику земли, смену повышенных и пониженных участков берега. 
  Водоем на ровной поверхности парка может быть и копаным, искусственно созданным, но и тогда рисунок его берегов определяется его окружением и в особенности композицией зеленых насаждений, которые являются главным материалом для построения береговых пейзажей. Деревья и кустарники, их величина, пластичность,  форма и плотность кроны, рисунок ветвления, цвет и фактура листвы и коры, наконец,  их сезонные изменения, объединяют все элементы водоемов и  формируют художественный облик пейзажа. От продуманности выбора и сочетаний растений, ритмического построения групп и массивов, от соразмерности и равновесия целого и его частей, от эффектов линейной и воздушной перспективы,- иначе говоря, от использования всех средств ландшафтного искусства зависит эффект восприятия водоема в парковом ландшафте.
  Сама поверхность воды служит либо фоном для растений, либо образует первый план развертывающихся перед зрителем видовых картин. Сочетание далеких перспектив различной глубины с пейзажами, которые наблюдаются с близкого расстояния, где воспринимаются мельчайшие детали – окраска  и форма листвы и цветов, графика ветвления, фактура коры, - становится условием разнообразия и живописности прибрежных ландшафтов.
   При этом нужно учитывать различные точки динамичного  восприятия водоема – и  с проложенных по обоим берегам маршрутов движения посетителей, и с поверхности воды (из лодок), и с удаленных от берега тропинок, где деревья образуют кулисы и рамы для открывающихся видов.          
    По характеру размещения насаждений различают два типа берегового ландшафта – открытый и замкнутый. Открытый тип ландшафта создается приемом композиции зеленых насаждений, подчеркивающем открытое зеркало воды за счет обрамления его свободным луговым пространством,  которое гармонирует с пологими склонами берегов. Их оживляют живописные группы деревьев и кустарников либо отдельные деревья на фоне далекого зеленого массива. Ярко освещенные лужайки, позволяющие раскрыть перспективы в различных направлениях, вызывают впечатление простора и создают иллюзию увеличения площади воды.
    При замкнутом типе ландшафта водоем с крутыми берегами ограничивают «зеленые стены» из деревьев, близко посаженных к воде. Густые тени придают воде темный цвет, поэтому водоем кажется глубже, а весь пейзаж воспринимается как сумрачный, и площадь его зрительно уменьшается. Мастерство паркостроителя состоит в продуманном  ритме чередования открытых и закрытых пейзажей, способствующем разнообразию восприятия водоема.
Например, уникальность системы водоемов в парке Софиевка заключается не только в том, что в нем использованы практически все типы водных устройств, включая даже подземную «реку» Cтикс. Исключительно удачно и разнообразно раскрыто в нем пространство вокруг Нижнего пруда.
По крутому западному берегу размещен сплошной массив насаждений, в то время как открытые пейзажи раскрываются на пониженной части противоположного берега (площадь Собраний, долина Гигантов, терраса Муз ). Открытые пейзажи различны по своему характеру – это то  откосы террас, то травянистый склон, то нагромождение скал, то ровная площадка. При этом массивы из разных пород растений размещены то у самой воды, то с небольшим отступом от нее, чередуясь с  совсем открытыми участками берега. А по контрасту с замкнутым характером противоположного берега, где отсутствуют глубокие перспективы, открытые пейзажи очень выигрывают, так же как и виды, открывающиеся вдоль пруда.
   Подобным разнообразием отличается, пожалуй, еще и Гатчинский парк с тем отличием, что  его обширный водоем имеет только низменные берега, поэтому здесь наиболее интересны формы разнообразных  лужаек и размещение на них деревьев, позволяющее добиться желаемых зрительных эффектов. На удлиненных лужайках, размещенных по берегам бухточек , высажены более крупные деревья со светлой листвой, а на заднем плане – невысокие и с темной кроной с тем, чтобы зрительно развить береговую полосу в глубину. Насаждения на лужайках различной формы и конфигурации  как будто «перекликаются» с растениями той же породы, растущими на островах, мысах  и полуостровах, чем достигается пространственная связь между различными частями водоема. В исторических примерах, особенно в Гатчине, можно заметить, как использованы разные породы деревьев, составляющие  местные лесные массивы: для размещения своеобразных «букетов» из них использованы острова  -  «Сосновый», «Еловый», «Березовый» и «Липовый».
  В подборе ассортимента растений для водоемов преимущество следует безусловно отдавать влаголюбивым растениям, хорошо развивающимся на сырых почвах и имеющим поверхностную корневую систему, которая способствует укреплению берегов. Низкие места предпочитают такие породы деревьев как черная и белая ольха, ясень, ива белая, береза бородавчатая, дуб болотный, дуб красный, а среди кустарников – дерен и различные кустарниковые виды ивы. На высоких крутых берегах хорошо чувствуют себя деревья, не боящиеся сухости почвы: сосна, акация белая, рябина и кустарники – лох  серебристый и узколистный, снежноягодник и можжевельники. Не менее важно учитывать ориентацию склонов, высаживая на южных берегах светолюбивые породы, а на склонах, обращенных на север – теневыносливые, такие, например, как бересклет, бузина. При выборе растений, помимо основных экологических требований, ландшафтный архитектор должен учитывать их декоративные достоинства, противопоставляя, например, пирамидальные и колонновидные формы деревьев горизонтальной линии силуэта ширококронных форм и рассчитывая эффект таких группировок на отражение в воде. Особенно хороши сочетания пирамидальных тополей и конических крон хвойных – ели и пихты – с  шатровыми кронами дубов и крупнолистных лип. Плакучие формы крон березы и ивы белой серебристой (а в южных районах – ивы вавилонской) с тонкими длинными ветвями и изящными листьями придают пейзажу воздушность и грациозность.
При формировании прибрежных пейзажей  их нужно использовать в качестве солитеров или в виде небольших групп, как акцент, завершающий композицию ( наравне с парковыми сооружениями либо со скульптурой).
   Среди декоративных трав и цветов  для оформления водоемов имеется также много видов влаголюбивых и водяных растений, выращивать которые возможно лишь в воде или у самого уреза воды. Однако подходить к их выбору, и особенно к количеству растений следует осторожно: массовое использование  цветов, их  насыщенные по колориту крупные куртины свободных очертаний оправданы при значительном масштабе самого водоема. При этом наиболее выигрышны однотонные пятна из цветов одного вида. Важно использовать сочетания характерных для водоемов пород деревьев и кустарников с влаголюбивыми цветами и другими травянистыми растениями. Такова, например, группа сибирских ирисов с цветками нежных голубых и сиреневых оттенков на фоне изящной листвы плакучей серебристой ивы. К числу самых живописных растений относятся не только ирисы, но и купальницы, калужницы, астильбы, осоки, кипрей болотный... На мелководье, у края водоема, исключительно красивы незабудки, бадан и болотные фиалки, которые могут служить обрамлением видовой перспективы. Но наиболее популярны придающие особое очарование прудам кувшинки и водяные лилии, а большим водоемам – крупные  каспийские лотосы.   Темой отдельной статьи могли бы стать парковые сооружения, самого различного назначения – павильоны и мосты, дамбы и киоски, необходимые служебные постройки и танцевальные площадки, архитектура и размещение которых тесно связаны с ландшафтом парка. Их роль тем значительнее, чем больше они соответствуют природным условиям и чем гармоничнее сочетаются с рельефом территории, с растениями, с очертаниями берегов водоемов и с планировочным решением парка.

Поделись с друзьями: