Нужны ли стандарты в дизайне

С понятием стандарта и стандартизации общество знакомо уже давно. В быту существуют такие понятия, как правила, инструкции, требования к определенной деятельности человека. Систему стандартов можно разделить на две классификационные группы.

Первая базируется на точных измерениях и направлена на  техническую деятельность, вторая касается  социальной деятельности человека. Во второй выделим гуманитарную составляющую правил упорядочения жизнедеятельности человека, как менее исследованную. Дизайн, как гуманитарная деятельность, в последние десятилетия приобретает динамичное развитие. Безопасность деятельности в гуманитарной сфере нуждается в системной упорядоченности по всем ее видам. В Украине нет системных разработок гуманитарной стандартизации. Философия стандартов базировалась, и базируется доныне, на технократической основе. Действующие стандарты распылены по направлениями, конструкциям, материалам, технологиям производства, видам продукции и дальше этот перечень можно продолжать.

При становлении гражданского общества расширяются коммуникативные связи в середине социокультурного организма и соответственно это нуждается в определенном нормировании эстетической составляющей. Актуальной остается потребность в согласовании национальных стандартов в дизайне с системой международных стандартов. Можно привести достаточно  примеров развития процесса гуманизации стандартов на опыте дизайнерской деятельности в области детских игровых площадок. Опыт зарубежных специалистов по стандартизации имеет большую научно-практическую ценность для внедрения гуманитарной стандартизации в нашей стране. Анализ этого опыта, в соответствии с социальными реалиями, может помочь при создании системы национальных гуманитарных стандартов игровой деятельности вообще и детских площадок в частности.
Проблемой является также и то, что гуманизации стандартов не способствует факт неуверенных  оценочных  категорий которые  имеют, во многом, субъективный характер, а стандартизация, по своей сути, является научным объективным процессом. Одним из основных объективных закономерных явлений является безопасность жизнедеятельности человека в социокультурной среде. Потребность в стандартах безопасности имеет широкий спектр.

Мы остановимся на разработке методологии стандартов безопасности детских игровых площадок. Для этого обратимся к практике создания европейских и международных  стандартов безопасности и проанализируем философию подходов к этой проблеме. Стоит отметить потребность привлечение общественности к процессу внедрения гуманитарной стандартизации в жизнь. Что касается упомянутого уже стандарта безопасности, то в США при «Комиссии по безопасности потребительского товара» существует общественный контрольный список безопасности детских игровых площадок. Он насчитывает 10 пунктов, при соблюдении которых достигается максимальная безопасность функционирования детских игровых площадок.
Этот список распространяется среди общественности для контроля с одной стороны, а с другой он является ориентиром для создания системного гуманитарного стандарта. Существуют еще много проблем, которые касаются ранее созданного игрового оборудования, в котором не учитывали современные стандарты. Взрослым часто кажется, что они прекрасно понимают, что нужно детям, в результате игровые площадки, сковывают действия и фантазию детей. Детям нужен свободный выбор места, времени и способа игры. Они должны иметь возможность перенести пережитое на игру, и, кроме того, самим устанавливать возможные варианты игр. Потому при создании игровых площадок стоит так оформлять и упорядочивать окружающую среду, чтобы детям (как, по-видимому, и взрослым) предоставлялась максимальная  возможность, играя, общаться с окружающим миром.
За последние годы наблюдается постоянное увеличение многообразия оборудования для игровых площадок. Проектировщики, изготовители и заказчики всегда были единодушны в том, что нужно иметь  стандарт безопасности, однако между ними не существовало единого подхода к тому, как должна выглядеть эта «безопасность». Это приводило к ошибочным оценкам, изготовление игрового оборудования с недостаточным уровнем надежности, что препятствовало эффективному проектированию и вызывало правовую неопределенность. В начале 70-х годов в Немецком институте стандартов был организован профессиональный комитет «Детское игровое оборудование». Его специалистами были сформулированы достаточно четкие требования к игровому оборудованию и приняты в виде стандарта DIN 7926. Общество, в форме государственных и общественных образований, убедилось в многогранной эффективности этого, гуманитарного прогресса и его неотвратимости. Проблема заключается в том, каким образом и в каких формах и темпах подключаться к этому процессу? Использовать подходы зарубежных институтов стандартизации: ISO, IEC, DIN, CEN, CENELEC и тому подобных к нашим реалиям, создавать ли какие-то свои стандарты. Но в любом случае без соответствующего профессионального системного анализа состояния стандартизации в дизайне обойтись нельзя.

На наш взгляд, суть системного анализа современных проблем гуманитарной стандартизации в дизайне заключается в том, чтобы выявить общие подходы к достижению поставленной цели и определить соответствующие методы их реализации, учитывая стратегию социально-культурного развития общества. Стандарты ISO, IEC, DIN, CEN, CENELEC не является правовыми, а в общих чертах признанными правилами техники, если технические решения, отраженные в стандартах, по мнению большинства специалистов этой отрасли, являются правильными. Правила должны внедряться в гуманитарную практику и быть полезными. Стандарты также рассматриваются, как научно-обоснованный вывод экспертов, по специально определенным вопросом. Стандартизация осуществляется комитетами стандартов, которые юридически организованы в зарегистрированные союзы. В этой системе стандартизации  главную роль играет общественный институт стандартов, который осуществляет научную координацию работ по созданию необходимых обществу стандартов.

Рассмотрим методы стандартизации.

В разных промышленных областях существуют комитеты отраслевых стандартов, которые разделены на рабочие комитеты. В них обсуждаются и принимаются новые стандарты, проверяются действующие стандарты и согласовываются новые пути нормирования технического развития. Общественность принимает активное участие в обсуждениях каждого проекта любого стандарта, который публикуется в качестве так называемого «желтого издания». Действующие стандарты должны пересматриваться и уточняться каждые пять лет.
Поскольку стандарты безопасности являются общественно-значимыми, Немецкий институт стандартов, как общественная организация,  в договоре с правительством Германии обязался принимать во внимание, в первую очередь, общественные интересы при создании стандартов.
Стандарт DIN 7926 возник и был разработан Комитетом «Детское игровое оборудование» в рамках Комитета отраслевых стандартов «Оборудование для спорта и досуга». Членами комитета были представители потребительских обществ, молодежные организации, учреждения по озеленению, службы промышленного надзора страховых компаний, Союз работников технического надзора и изготовители игрового оборудования.

Цель и содержание стандартов.
Главная значимость стандартизации – упорядоченность массовой продукции, которая производится. Однородные размеры деталей, метизов, резьбы и тому подобное, больше известные как стандартные предметы. Это приводит к предположению, что «стандартизация» идентична аналогичности или подобию. Но это неправильно, поскольку стандарты могут иметь разное содержание и назначение. Так есть стандарты на разные виды услуг, поставку, качество, материалы, размеры, планирование, методы испытаний, безопасность и тому подобное. DIN 7926 является, главным образом, стандартом на безопасность. В нем сосредоточиваются требования, соблюдение которых способствует недопущению угроз жизни и здоровью людей, животных, а также катастрофических дефектов оборудования. А поскольку в нем нормализированы и методы проверки соблюдения требований безопасности, то DIN 7926 является, отчасти, также стандартом на оборудование и его испытание.

Трудности работы нормирования заключаются в том, что касаются человеческого поведения. При первом опубликовании предстандарта DIN 7926 испытал серьезную критику, которая, на наш взгляд, была во многом несправедлива. Это обусловлено тем, что ему не предшествовал понятийно-терминологический анализ «безопасности детей». Такой анализ заключается в последовательной цепи операций: объект, понятие, идентификация, термин и учитывать весь комплекс проблем, связанных с игровыми возможностями площадок, как объектов нормирования. Процесс стандартизации любого объекта всегда сложен и трудоемок. При стандартизации методами оптимизации, унификации или типизации и тому подобным, нужно учитывать возрастные категории детей, разнообразие игр, технического оборудования, его надежность и научно-технический уровень. Потом, стоит, установить оптимальные требования к проектированию, производству, эксплуатации и методы контроля этих процессов. При этом возникает множество неопределенных  положений, новых вопросов и ситуаций, решения  которых приходится искать, используя ориентировочные критерии из аналогичного круга проблем. Это, как правило, дает позитивные результаты. Сейчас в Европе действует европейский стандарт безопасности детских игровых площадок EN-1176, который базируется на немецком стандарте DIN 7926, прошедшем определенные стадии апробации и усовершенствования. С точки зрения гуманизации стандартов в дизайне, этот стандарт заслуживает внимания и анализа.

Проанализируем систематику требований безопасности детских игровых площадок по основным направлениям.


Первое направление требований это место расположения  площадки. Требования к месту расположения диктуются такими факторами, которые должны обеспечивать общую безопасность выделенной среды для детской площадки, а также не слишком ограничивать диапазон игровых возможностей. Нужно также предусмотреть расширение игровых пространств за счет улиц, парков, бульваров и тому подобное. Свободные территории должны служить не только для детских игр, но и для семейных встреч людей разных возрастных групп. Иначе говоря, детские игровые площадки не должны быть изолированные; нужно создать максимальные возможности для общения детей друг с другом.


Второе направление требований касается озеленения. Игровые площадки рекомендуются озеленять деревьями, кустарниками и другими растениями. Они служат защитой от солнца, ветра, создают близость к флоре и фауне, которая значительно улучшает функциональные качества площадок.
При озеленении игровых площадок  нельзя применять ядовитые растения. Степень возможного отравления разная, она зависит от количества съеденных ядовитых плодов или интенсивности прикосновения к ним и возраста детей.


Третье направление - это требования к ограждению. Зоны для игр в большом парке не нуждаются в ограждении. Но там, где игровые площадки примыкают к улицам, железнодорожным линиям, глубоким водоемам, обрывам, это необходимо. Ограждение может быть сформировано из  дерева или проволочной сетки, иногда это густая многолетняя живая изгородь. Высота ограждения - 1-1,2 м; у строительной площадки - около 1,8 м; возле зон для игры в мяч (волейбольная площадка) применяют ограждение из проволочной сетки высотой минимум 4 м, чтобы помешать вылету мячей на проездную часть или соседний земельный участок.

Не допустимы острые верхушки ограждения или колючая проволока. Внутри площадки зона игры для маленьких детей должна быть отделена от зоны игры для школьников ограждением или перепадом уровня земли. Расположение входов и выходов, да и решение ограждения со стороны проезжих улиц должны быть тщательным образом продуманы. Стоит обратить особенное внимание на расстояние от выхода с площадки к проезжей части, чтобы дети могли своевременно увидеть машину, а водители – детей. Исходя из расположения игровой местности, можно рекомендовать дополнительные защитные поручни на краю мостовой, самозакрывающиеся двери или вертушку.


Четвертое направление касается конструктивных материалов. Для создания игровых площадок  принципиально допустимы все материалы. Строительные детали, изготовленные из них, должны удовлетворять требованиям надежной эксплуатации (прочность, безопасность и тому подобное.). Кроме того, материалы, используемые на детских игровых площадках, не должны быть вредными для здоровья (например, асбест).


Пятое направление касается требований к грунтам и креплениям. В стандарте устанавливается качество грунта, которое отвечает разным видам оборудования: природные грунты, песок для игр, песчаные поверхности с засыпанием поверх фундаментов, поверхности из дерна и тому подобное. В стандарте учитываются требования к играм на искусственных водоемах, песчаных зонах для игр на оборудовании, а также для игры в мяч, беговых и подвижных игр. Европейский стандарт для безопасных покрытий EN1177.


Шестое направление требований касается расположения зон и расстояний между отдельным игровым оборудованием. При создании и обустройстве детских игровых площадок следует использовать такие  конструктивные решения, при которых не может возникать опасность зажимов и порезов. При установке качалки стоит избегать не только слишком малых свободных пространств в направлении качки, но и слишком малых расстояний от подвижных, твердых частей оборудования к земле. Опасность травмирования разных частей тела (особенно конечностей) существует и при играх на каруселях. Именно надежное техническое решение – оборотный, вместе с каруселью, пол, который исключает возможность зажимов конечностей и опасных падений.


Седьмое направление − это требования, в которых регулируются конструктивные решения. Очень часто причиной травм являются выступающие части оборудования – штанги, трубки или винты, за которые цепляется одежда и которые могут травмировать ребенка. Существует так же опасность того, что ребенок может зацепиться за детали оборудование с острыми углами. Рекомендуется избегать или закрывать небольшие отверстия и щели, в которых могут застрять пальцы рук или ног.


Восьмое направление требований касается вариантности возможных рисков и травм. Элемент риска - одна из привлекательных сторон игры, ее составляющая часть. Чем  взрослее, сильнее и более способный субъект, тем больше риска должны содержать игровые предложения, чтобы быть и оставаться интересными. Эти предпосылки о наличии риска допускают и возможность получения детьми травмы при игре на том или другом оборудовании. Неограниченный риск, естественно, не может быть принятый. И если говорится, что риск допустимый, то имеется в виду тот риск, который нужен для создания интереса к игре, но при этом принимаются все возможные мероприятия, которые исключают угрозу травмирования детей.


Девятое направление требований гуманитарного стандарта  касается обслуживания детских игровых площадок. Работа площадок ставит перед организаторами задание постоянного мониторинга в потребностях игрового обеспечения расчетного количества разных возрастных групп детей и качества эксплуатации оборудования. Важным является соблюдение требований технического обслуживания оборудования, недопущения преднамеренных разрушений оборудования людьми, учета природных факторов в безопасном функционировании игровых комплексов.


Десятое направление требований гуманитарного стандарта касается процесса проектирования площадок. При определении требований к процессу проектирования игрового оборудования стандарт не должен ограничивать проектировщиков и производителей детского игрового оборудования в выборе решений относительно установления типовых или унифицированных требований к оборудованию. Ограничения, возможны лишь там, где это нужно для обеспечения безопасности детей.

Процесс проектирования (конструирования) нового оборудования, как правило, осуществляется  в два этапа: в первую очередь определяется идея игры и складывается соответствующий эскиз оборудования; на втором этапе еще раз проверяются требования безопасности и учитываются необходимые усовершенствования конструкции. Следовательно, для процесса  проектирования и изготовления игрового оборудования должен быть внедрен гуманитарный стандарт безопасности детей, в котором  элемент риска, повышающий интерес к игровому  оборудованию и самой  игре, допустим лишь в разумных пределах. Внедрение стандартов на детское игровое оборудование совершенствует правила безопасности и способствует повышению надежности оборудования. Что касается основных средств безопасности, то оборудование должно быть сконструировано таким образом, чтобы даже самый осторожный посетитель чувствовал себя безопасно и комфортно.


Одиннадцатое направление обеспечивает директивные требования к безопасности площадок. Много места в стандарте уделяется требованиям в форме директив по безопасности, гигиене и обслуживанию. В них учитываются основные сведения по безопасности, а также судебные решения, которые были вынесены в связи с тяжелыми несчастными случаями и при которых решалось, в какой мере руководители игровых площадок ответственны за обеспечение безопасности. Указатели, щиты и объявления можно использовать, хотя они не всегда эффективны. Некоторые указания - сохранять зеленые насаждения, не выгуливать собак и потому подобные - могут быть полезны.

Щиты с правилами безопасного поведения, как правило, эффекта не дают. Мероприятия по обеспечению безопасности в любом случае не могут быть заменены указателями с надписью «игры на свой страх и риск». Нельзя снимать с себя ответственность, выставив какой-либо щит с надписью. Исключение ответственности в каждом отдельном случае допускает взаимное согласие (договор). С несовершеннолетними детьми нельзя заключать такие договоры. Поэтому предупреждающие щиты, если произойдет несчастный случай, не имеют юридического значения.

Последним направлением требований гуманитарного стандарта является правовая ответственность за функционирование игровых площадок. Когда ребенок получил травму или с ним произошел несчастный случай появляется вопрос правовой ответственности. Можно выделить три ситуации при которых возможны несчастные случаи.


Первая, это недостаточная осторожность и невнимание самих детей. Вторая, это не соблюдение правил использования оборудования. И, наконец, третья, это дефектность игрового оборудования, из-за ошибок в конструкции, ошибочной расстановке элементов оборудования, не профессионального монтажа, некачественного технического обслуживания или  недосмотра при эксплуатации.


Правовая ответственность за несоблюдение этих требований нормируется законом. Все еще недостаточной является предлагаемая номенклатура нового игрового оборудования, поэтому использование оборудования традиционного вида может проходить лишь под наблюдением взрослых. До тех пор, пока не найдена альтернатива таким площадкам, нужно совершенствовать в гуманитарном аспекте  традиционное оборудование для того, чтобы деть могли получать удовольствие, развивать свою фантазию, формироваться гуманной личностью.

В заключение можно сделать вывод, что зарубежная практика развития стандартизации может служить примером для создания перехода от технократических принципов стандартизации к гуманитарным. Дизайнерская отрасль максимально приближена к человеку в его социальном аспекте. И потому для активного развития ее нужна систематизация всех нормативных подходов в виде национальных стандартов дизайна и активное внедрение их в практику.

Иван Кузуб. (г. Киев)

Дата публикации 28.03.2104

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтоб подтвердить что вы человек
1 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.