Скульптура в саду

Скульптура ‒ ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Скульптура изображает, главным образом, человека, реже животных, ее главные жанры ‒ портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр.

Художественно-выразительные средства скульптуры ‒ построение объемной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета.

Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами;
монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура);
станковая скульптура, независящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углубленное содержание.
Материалы скульптуры ‒ металл, камень, глина, дерево, гипс и др.
Методы их обработки ‒ лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др.
Идея украшения приусадебных участков и имений произведениями скульптуры, естественно, не нова. Но в XXI веке она обретает совершенно новое звучание ‒ благодаря новым заказчикам и их деньгам.
Садово-парковая скульптура сегодня пользуется поистине повышенным спросом. Украсить изваянием греческой красавицы свои владения желают и "нувориши", и, как это ни странно, самые обычные граждане. Только запросы у них, естественно, разные. Первым подавай помпезные композиции из бронзы и черного металла, мраморные фонтаны. Увлекшись украшением своего дома скульптурой, они не жалеют средств ни на скульптурные шахматы, ни на медали, ни на замысловатые подставки для цветочных горшков, вешалки, светильники.
Откуда же пошло это увлечение садовыми скульптурами?
Все мы хорошо помним старые добрые детские сказки о добрых гномах и феях, помогающих человеку, о леших, что заводят неосторожного путника в чащу. В этих сказках отображены обычаи и верования наших предков. С введением христианства древняя языческая религия начинает яростно уничтожаться, всем языческим богам и духам, в том числе и оберегавшим людей ‒берегиням (к ним, кстати, относятся и Баба-Яга, и русалки, и леший, и домовые) придавались злые демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, злые намерения. Однако вплоть до начала XX века языческие праздники, песни и игры присутствовали в жизни простого народа.
Искусство создания сада‒ один из наиболее сложных, многоаспектных видов искусства, своеобразное соединение садоводства, архитектуры, живописи, поэзии, религии и философии. Как пространства, осознанно организованные с учетом психологии восприятия, сады всеми видами воздействия регулируют направление и скорость нашего передвижения, программируют содержание и смену впечатлений и эмоций. Как произведения искусства, подчиняющиеся законам композиции, общим для всех видов искусства, они обладают ассоциативностью восприятия, пробуждающей музыкальные и поэтические образы. Как одухотворенные создания человеческого разума, парки насыщены философско-символическим смыслом. Поэтому сады, изобилующие красиво цветущими, благоухающими, сладкоплодными деревьями и кустарниками, заставляют резонировать все наши чувства и сами как будто откликаются на наше настроение и состояние души.
Строительство садов всегда было тесно связано с религией. С древних времен сады и растения посвящались богам.
На протяжении всей истории человечества сады и парки ассоциировались с лучшим, божественным, но, являясь творениями человека, в разные культурные эпохи всегда отражали отношения человека к миру, природе и степеньее освоения.
В зависимости от мировосприятия человека, диктуемого эпохой, сады становились то замкнутыми, маленькими, аскетичными и утилитарными (Средневековье), то превращались в сады "наслаждений" (Возрождение), то вырастали в огромные садово-парковые ансамбли, объединявшие все виды искусства (классицизм, барокко).
Каждая эпоха выдвигала свои художественные стили, иногда приемы. В садово-парковом искусстве набор приемов и элементов с течением времени оставался почти неизменным, менялись лишь сочетания и расположение в пространстве, а их восприятие всегда соответствовало общественному мировоззрению.
"Мотивы садового искусства в большинстве случаев повторяются, и если исчезают, то только на время, чтобы потом вновь появиться. Меняется же эстетическое значение отдельныхформ и мотивов в соответствии с "эстетическим климатом" эпохи".
"Истинный сад должен удовлетворять всем человеческим чувствам: не только зрению, но и вкусу... слуху... обонянию... ощущениям...". Кроме того, сады должны были отвечать культурным запросам и эстетическим представлениям, а также обеспечивать соответствующий времени "садовый быт". В разные времена он был разным.
Сады создавались для ученых бесед, размышлений, поэтических мечтаний, молитвенного или философского уединения, романтических прогулок, официальных приемов и празднеств. Организация, а затем и "потребление" столь сложной среды требовали квалифицированных знаний, а также художественного воображения. Поэтому садово-парковое искусство было объектом пристального внимания художников, архитекторов, литераторов, музыкантов.
Но, как правило, у простого обывателя нет в наличии многогектарных участков, на которых можно создать изысканный парковый комплекс, украшенный творениями лучших скульпторов эпохи.

А есть всего 6 соток земли. Не хочется отставать от веяний моды, а просто хочется оживить пейзаж за окном дома, ведь даже простенький сад имеет право на жизнь и украшение.
Для этой цели как нельзя лучше подходит садово-парковая скульптура: каменные, керамические или даже металлические фигурки людей, птиц и животных "невиданной красы"...
А выбрать сегодня есть из чего. Правда, большинство парковой скульптуры пока привозится из-за рубежа. В последнее время и отечественные производители начали выпуск "садово-парковой скульптуры" для массового потребления. В основном это всевозможные гномы, гуси-лебеди, персонажи сказок. Правда, пока это не запускается в массовое производство ‒ спрос на нее еще не настолько высок.
Но, никак не решится вопрос: искусство ли это в полном понимании этого слова?
Если искусство, то о каком массовом производстве может идти речь? И если садов и парков ‒ множество, то, где можно найти столько скульпторов, чтобы в каждый из них поставить "эксклюзив"? Пока решаются такие сложные проблемы, в наших скромных садах поселяются гномы. Нельзя сказать, что даже такая садово-парковая скульптура это китч. Важно только помнить, что ваш участок не станет красивым только потому, что вы населили его различными скульптурными элементами. К сожалению, не всякий, кто имеет в своем распоряжении сад или даже небольшой парк, обладает художественным вкусом или возможностью нанять хорошего ландшафтного дизайнера. Можно, конечно, пойти по упрощенному варианту и изобразить на участке мини-скульптурный парк. Хотя, вероятнее всего, это будет смотреться претенциозно: гномиков с тачками, просто гномиков в ярко раскрашенных колпаках на весь участок потребуется превеликое множество.
Ну, поразит этот "сад" соседей или гостей, но в конечном результате вы получи те не сад, дарящий вам удовольствие, а бессмысленный набор китчевых гномов. Ведь от того, какой вы сделаете выбор, зависит не просто внешний вид сада, но и ваше настроение ‒ на долгое время.
Красота достигается грамотным и правильным расположением скульптур, созданием гармоничного сочетания их с природой. Ведь спрятавшаяся в траву у маленького пруда лягушка придаст оригинальности саду больше, чем толпа гномов, расставленных просто так, "а чтоб было". Каждая, требующая тщательного выбора места, создания идеального природного фона, который придаст оригинальности, пикантности саду. Можно применять бесчисленные варианты оформления пространства садовой скульптурой и другими декоративными элементами, привлекая к ним внимание. Это сделает небольшие садики интересными и разнообразными, а в больших садах будет притягивать взгляд к конкретным предметам. Важно, чтобы декоративные элементы гармонировали с растениями, которые образуют обрамление и задний план.
Большие скульптуры могут прерывать строгие горизонтальные линии, например, кустов и как бы разбивать их. Малые объекты садовой скульптуры перемещают конкретные части сада в иоле зрения. Попарно расположенные, они могут использоваться в качестве обрамления дорожек, лестниц и входов, придавая им особенно выразительный стиль. Прекрасным декоративным элементом оформления являются различные сосуды, в которые высаживают растения. Они не только сами по себе являются украшением, но и подчеркивают красоту растущих и цветущих в них растений. Если сосуды оформлены в высокохудожественном стиле, то растительность не должна быть доминирующей, чтобы не подавлять оформительское значение таких изделий. Даже красиво подобранные валуны и корчеванные коряги могут на соответствующих местах использоваться для украшения сада, создавая композиции из различных предметовпространстве сада или в укромном его уголке.
Наиболее популярные материалы для создания садовых скульптур ‒ бронза, гипс, пластик, бетон, также часто используется дерево. Каждый из этих материалов имеет свои преимущества, художественные и эстетические достоинства. Медь и бронза, наиболее любимые скульпторами, со временем образуют на своей поверхности тончайшую пленку окисла — патину, которая не только защищает скульптуру от негативных внешних воздействий, но и придает своеобразный шарм.
Чаще всего применяются материалы ‒ пластик и бетон. Данные материалы отличаются простотой и легкостью изготовления. Небольшие фигурки и абстрактные композиции, умело расставленные на газоне, клумбе или в саду, не только привлекут внимание, но и позволят создать своеобразный "музей под открытым небом". 
Особый шарм придает использования нестандартных материалов. 

Поделись с друзьями: 

Добавить комментарий

Статьи по теме: Практика в саду

Практика в саду, Уход за садом
пятница, 7 июля, 2017 - 23:31
Практика в саду, Уход за садом
четверг, 15 июня, 2017 - 18:33
Практика в саду, Уход за садом
среда, 14 июня, 2017 - 00:38
Практика в саду, Уход за садом
понедельник, 22 мая, 2017 - 23:56