Добавить комментарий

Устройство дорожек на дачном участке

Шлепать по лужам и тонуть в грязи — сомнительные удовольствия, поэтому мы спешим поскорее построить на участке аллеи и дорожки. При этом они должны не просто связать друг с другом важнейшие функциональные зоны сада, но и стать украшением ландшафта.
Сегодня нет недостатка в дорожных покрытиях, способных придать саду индивидуальный облик. Они помогут воссоздать уголок доброй старой Англии, загадочного Дальнего Востока или классической деревни. И все же не стоит забывать, что аллеи и тропы в первую очередь должны быть удобны для передвижения и долговечны. Вот почему необходимо правильно проложить маршруты, не ошибиться с выбором материалов и технологий их укладки. Эти и другие аспекты устройства дорожной сети дачного участка мы и рассмотрим в статье.
В начале пути
К обустройству садовых дорожек удобнее приступать после того, как на участке возведены основные строения и устроены инженерные сооружения (скважина, септик и т. д.). Но продумать дорожную сеть следует заранее.
Смотреть в перспективу. При работе над планом благоустройства участка необходимо учитывать размеры взрослых деревьев и кустарников, рельеф территории, расположение малых архитектурных форм. Тогда разросшиеся кусты не будут цепляться за одежду, не придется наклоняться под раскидистыми ветвями или менять направление дорожки из-за беседки, поставленной строителями прямо на пути к колодцу. А чтобы не перекапывать по несколько раз один и тот же участок земли, дорожки лучше прокладывать одновременно с устройством систем дренажа, полива и освещения сада.
Проложить удачный маршрут. Не стоит пытаться связать сетью дорог и троп все пункты, которые вы планируете посещать. Вообще, дорожки не должны занимать более 10 -20 % площади озеленения — иначе ваш сад будет напоминать чахлый городской бульвар. Однако если тачку с песком или компостом для грядок придется возить через газон, то травяной покров не выдержит подобной нагрузки, и в нем образуются проплешины.
Помните, что все мы подсознательно выбираем самые короткие маршруты и срезаем ненужный крюк. Но не стоит огорчаться, если не удалось соединить две точки  участка кратчайшим путем. Плавные изгибы привнесут в облик сада романтику и очарование.
В любом случае, прежде чем приступать к воплощению «бумажного» проекта в жизнь, вбейте колышки и натяните веревки согласно плану и попробуйте пройтись по дорожке. Если маршрут кажется неудобным, смело меняйте расположение кольев.
Главные и второстепенные. Обычно на участке строят въездную дорогу, одну или несколько центральных пешеходных аллей, а также прогулочные и хозяйственные тропы. Первая должна выдерживать вес автомобиля (желательно— грузового, чтобы при необходимости подвезти стройматериалы, дрова или крупномерные саженцы). Вторые рассчитаны на интенсивное пешеходное движение. Третьими и четвертыми пользуются эпизодически , но хозяйственные дорожки должны быть приспособлены для передвижения с садовой тележкой. Минимальная ширина автодороги — 2,7 м, оптимальная — 3,2 м. Аллеи должны иметь ширину 1,2-1,5 м, хозяйственные и прогулочные дорожки — 0,6-1,0 м. 
Определить уровень. Дороги и центральные аллеи, как правило, приподнимают над грунтом на 5-7 см, сглаживая перепад уровня с помощью земляной (с посеянной травой) отбортовки или ограничивая дорожное полотно бордюром, а вот прогулочные тропинки чаще всего устраивают вровень с газоном.
В парадной зоне
Дорогам, расположенным в парадной зоне, отводится особая роль. Они должны подчеркивать красоту и стиль здания, гармонично связывать ландшафтные композиции перед домом, выдерживать значительные эксплуатационные нагрузки и противостоять силам морозного пучения.
Для въездной дороги необходимо выкопать "корыто" глубиной 30-50 см, а затем насыпать в него гравийно-песчаную подушку. Существует несколько технологий ее устройства. Обычно вначале укладывают слой щебня толщиной около 20 см, а затем песка (10-15 см); при этом последний тщательно проливают водой и трамбуют. Однако если речь идет о дороге, по которой будет регулярно заезжать грузовой транспорт (например, ассенизаторская машина), то лучше сначала насыпать песок, а затем уложить щебень фракции 20-40 мм. Предотвратить образование колеи поможет геотекстиль, расстеленный на подушке перед укладкой финишного покрытия. На пучинистых грунтах основание дорог должно дренироваться системой подземных труб; на сухих почвах достаточно устроить  поверхностный канальный дренаж.
Для главной пешеходной аллеи подойдет утрамбованное гравийно-песчаное основание высотой 20-30 см.
При выборе финишного покрытия следует учитывать долговечность, антискользящие свойства и стойкость к эксплуатационный нагрузкам. Пешеходную аллею к центральному входу и подъезд к гаражу имеет смысл оформить в едином стиле; проще использовать для них один и тот же материал. Железобетонные плиты дорожные прямоугольные (ПДП) стандартных размеров (3000 х 1750х 170 мм) позволяют быстро и без особых затрат устроить круглогодичный въезд на участок для строительной техники и личного транспорта. Часто плиты укладывают еще до возведения фундамента дома. Но в будущем это решение может создать серьезную проблему. Плиты выгладят малопривлекательно. а замаскировать их с помощью декоративных покрытий не так уж просто. Последние зачастую отслаиваются, а неизбежные сезонные вертикальные подвижки грунта ведут к появлению трещин на стыках плит. Монолитный бетон, армированный дорожной сеткой, в отличие от ПДП, позволяет создавать дорожки различной ширины, с плавными изгибами. Однако материал лишен декоративности, пылит и впитывает грязь, а попытки облагородить его, добавляя красители и создавая трафаретные узоры, обычно безрезультатны.
Асфальт обладает тем же недостатком, что и бетон, — он непривлекателен. Правда, не пылит и в меньшей степени подвержен трещинообразованию, зато в жару пахнет битумом. К тому же его укладкой занимаются в основном непрофессиональные бригады, которые допускают многочисленные огрехи. Брусчатка из вибропрессованного бетона, без сомнения, один из самых эффектных, долговечных и популярных материалов для оформления въезда на участок. Благодаря небольшому фермату элементов (наиболее распространены камни размером 5 х 5,10 х 10 и 10 х 20 см) дорожкам можно придать сложную форму, а за счет разнообразия цветовой гаммы этот универсальный материал легко вписывается в любой ландшафт. Толщина плиток, используемых для создания центральных аллей, въездов и парковок, должна составлять 80-100 мм. Брусчатку укладывают на утрамбованный песок или сухую цементно-песчаную смесь. Этот процесс довольно трудоемок, и быстро замостить аллею не получится. Натуральный камень-плитняк (сланец, известняк, песчаник) для дорог и парадных аллей должен иметь толщину не менее 40 мм; его вдавливают в тонкую (50-70 мм) бетонную стяжку, армированную дорожной сеткой, а швы замазывают раствором. «Сухое» мощение в данном случае не обеспечит стабильности покрытия.
Тротуарную плитку изготавливают из высокомарочного бетона методом вибропрессования или вибролитья. Наиболее популярные размеры— 300 х 300 и 400 х 400 мм, а оптимальная толщина — 40-50 мм. Заметим, что рельефный рисунок на поверхности плитки служит не только декоративным целям, но и повышает сопротивление скольжению. Укладывают покрытие так же, как плитняк.
Тайными тропами
Прогулочные и хозяйственные тропинки испытывают гораздо меньшую нагрузку, чем дороги парадной зоны. Поэтому при их устройстве достаточно снять грунт на штык лопаты и насыпать вместо него выравнивающую песчаную подушку. Речной гравий недорогой материал и вполне подойдет для быстрого устройства второстепенных дорог. Для засыпки лучше приобрести гравий фракции 2,5-5 мм. Желательно смешать его с сухой измельченной глиной, пролить водой и утрамбовать, иначе камешки будут разлетаться из-под ног и прилипать к грязной обуви. 
Тротуарную плитку и плитняк укладывают по той же технологии, что и в парадной зоне. Главное отличие — меньшая толщина подушки (10-15 см) и покрытия (20-40 мм).
Резиновая плитка — наиболее безопасное (мягкое и антискользящее) покрытие. Оно оптимально для троп и площадок, предназначенных для детских игр и занятий спортом, а также ведущих к дачному бассейну. Плитки толщиной 20 или 40 мм приклеивают к твердому (как правило, бетонному) основанию. 
Декинг — террасные доски (как правило, лиственничные) с рифленой поверхностью. Их монтируют на лаги из лиственницы, причем возможна как продольная, так и поперечная ориентация отрезков. Доски крепят с зазорами в 5-7 мм, чтобы обеспечить сток воды и вентиляцию почвы.
Деревянные дорожки гармонично сочетаются с террасами и верандами в средиземноморском духе, служат прекрасным обрамлением для естественных водоемов и бассейнов. Главный их недостаток — небольшой срок службы (не более 10 лет). Гораздо долговечнее изделия из древесно-полимерного композита (ДПК), но они стоят в полтора-два раза дороже.
Немного об уходе
Меньше всего проблем доставят дорожки из тротуарной плитки, а также камня-плитняка и брусчатки. Они долговечны, с них легко счищать снег, а летом для уборки можно использовать мини-мойку. Проросшие из стыков сорняки удаляют с помощью гербицидов.
Тропинка, отсыпанная гравием, намного сложнее в уходе—придется убирать мелкий мусор веерными граблями, пропалывать сорняки; зимой с нее не удастся полностью убрать снег и лед. К тому же раз в 2-3 года необходимо обновлять покрытие, подсыпая новый слой (3-5 см) гравия, который постепенно втрамбовывается в почву.
Дорожкам из дерева также требуется особый уход—периодическая обработка защитными составами (антисептиком и маслом), замена сгнивших лаг. 
Декоративная обочина
Любой дорожке не помешает живое обрамление. Если тропинка проложена через газон, то зеленый ковер станет прекрасным фоном и для камня, и для плитки, и для дерева. Придать строгость парадной аллее помогут зеленые бордюры— невысокие (15-50 см) живые изгороди из низкорослых кустарников (самшита, лапчатки кустарниковой, бересклета и др.) или цветущих трав (лаванды, агератума, цинерарии серебристой и т. д.). Живописные рабатки или миксбордеры вдоль тропинок наполнят сад яркими красками. Впрочем, регулярные композиции из низкорослых либо горизонтально растущих хвойников и почвопокровных растений тоже смотрятся очень эффектно. Украшениями также станут установленные вдоль аллей садовые светильники и скульптуры.
И растает лед
В холодное время года с дорог и аллей приходится скалывать лед или посыпать их соляным реагентом. Увы, первое вредит покрытию, второе — близко расположенным посадкам. Радикально решить проблему борьбы с гололедицей можно, уложив под покрытие систему электрообогрева. Стоимость обычных нагревательных кабелей и матов сравнительно невелика, но для их монтажа обычно требуется армированная стяжка. В целом устройство электрообогрева увеличит стоимость дорог в 1,8-2 раза. Система автоматически включается датчиками влажности и температуры, она потребляет в среднем 200-300 кВт/ч на 1 м2 дорожки. При этом мощности кабеля хватает лишь на удаление тонкого слоя льда, а после снегопада придется браться за лопату или заводить снегоуборщик.
10 советов по обустройству дорожек
1. Прокладывая дорожную сеть, учтите будущую высоту участка — как правило, после разбивки газона уровень грунта немного повышается.
2. Рассчитав количество плитки для мощения дорожек, приобретайте на 20-30 % больше. При погрузке/разгрузке, резке/укладке плитка может побиться, к тому же небольшой запас в дальнейшем облегчит вам ремонт дорожки, избавив от необходимости искать материал определенного цвета (формы, размера и т.п.).
3. Колотая брусчатка — не самый лучший выбор для садовых дорожек. Ее неровная поверхность очень неудобна для ходьбы и травмоопасна.
4. Дороги и дорожки парадной зоны должны иметь тот же цвет, что и облицовка цоколя, или быть немного темнее.
5. Тропинка, проложенная вплотную к отмостке, обычно плохо вписывается в ландшафт, поэтому лучше увеличить ширину бетонной отливки, чтобы по ней можно было свободно пройти, а затем целиком замостить ее плиткой.
6.  Около необычной садовой композиции или скульптуры ширину дорожки стоит немного увеличить.
7. В качестве временного покрытия для въезда во время строительства дома желательно использовать гравий. Впоследствии он станет основанием для укладки декоративного материала, главное — предусмотреть высоту будущего финишного покрытия.
8. Чтобы в дождливую погоду воды быстро стекала с поверхности, все садовые дорожки должны иметь двухскатный или односкатный профиль (уклон 2-3%). А если продольный уклон тропинок составляет более 7%, то для удобства передвижения лучше устроить ступени. 
9. Боковые ограничители дорожек необходимы, чтобы предотвратить "расползание" покрытия и "захват" дорожки газоном. Для обрамления используют бетонные бордюры, валуны, каменную брусчатку, деревянные доски, пластиковую ленту.
10. На одном участке можно смело использовать несколько (но не более четырех) типов дорожных покрытий. Важно лишь грамотно сочетать их друг с другом и с элементами ландшафта. 

 

Поделись с друзьями: