Добавить комментарий

Откатные ворота для дачи

Многим из нас после утомительной дороги на дачу приходится долго колдовать над засовами и запорами, с усилием открывать покосившиеся створки и подпирать их кирпичами, чтобы они не протаранили машину. Увы, у распашных ворот обычно капризный характер. Современные откатные конструкции гораздо удобнее, надёжнее и не способны на каверзы.

Полотно откатных ворот перемещается в плоскости проема. В открытом положении оно не мешает въезду и не перегораживает улицу, а в закрытом надежно фиксируется и отлично противостоит любым нагрузкам. Свежевыпавший снег или весенний накат не помешают его движению, а порыв ветра не захлопнет створку. Еще один существенный плюс: конструкцию нетрудно оснастить сравнительно недорогим и надежным электроприводом с дистанционным управлением. Распашным воротам требуются два привода, внешний блок управления и электромеханический замок.
Многие компании поставляют и устанавливают комплекты ворот под ключ. Если же вы не прочь с экономить, то можете приобрести по отдельности механизм, полотно, автоматику и выполнить строительные и сборные работы своими силами, а для электромонтажных пригласить специалистов из фирмы, продавшей вам привод.
Консоль или подвес?
Рынок предлагает откатные ворота двух основных типов: консольного и подвесного. Кроме того, иногда застройщики самостоятельно изготавливают сдвижные створки на роликовой опоре (с нижним рельсом). Для начала следует определить, какая именно конструкция вам нужна.
Консольные (самонесущие) ворота — это сравнительно новая разработка, успевшая зарекомендовать себя с самой лучшей стороны. Принцип ее устройства таков: две несущие роликовые платформы неподвижно фиксируют анкерами на фундаменте сбоку от створа ворот на небольшом (в среднем 400-1000 мм) расстоянии друг от друга так, чтобы одна из них располагалась прямо у края проема. По ним движется полая металлическая балка особого сечения, связанная с нижним брусом рамы полотна. Устойчивость при движении обеспечивается П-образной скобой с роликами, прикрепленной к заборному столбу у края према и охватывающей верхний край полотна. С другой стороны створа монтируют так называемые ловители, фиксирующие створку и снимающие нагрузку с тележек, когда ворота закрыты.
Балку делают либо из окрашенной стали, либо из алюминия. Что предпочесть? Стальной профиль жестче и прочнее на изгиб, поэтому оптимален для крупногабаритных тяжелых конструкций. Зато алюминиевый не ржавеет и долго сохраняет безупречный вид.
Преимущество консольной конструкции заключается в том, что наиболее важная уязвимая ее часть— ролики— скрыта внутри балки и надежно защищена от снега и льда, грязи и пыли. Кроме того, между полотном и землей есть зазор величиной 100 -200 мм, поэтому работоспособность ворот не зависит от состояния дорожного покрытия (нужно лишь не допускать образования сугробов там, куда откатывается створка).
Минимальный рабочий ресурс роликов и других подвижных деталей составляет 25 000 циклов открывания/закрывания. 
Что до недостатков, то к ним можно отнести сравнительно высокую стоимость механизма и необходимость устройства мощного железобетонного фундамента, продиктованную значительной опрокидывающей нагрузкой на основание тележек.
Ворота на роликовом подвесе обойдутся несколько дешевле консольных. Их полотно перемещается по рельсу, прикрепленному посредством специальных кронштейнов к бетонной или металлической перемычке между столбами забора. Длина трека должна вдвое превосходить ширину проема. Конструкция может быть раздвижной, с двумя полотнами, однако при этом стоимость ее автоматизации значительно увеличится, а стойкость к ветровым нагрузкам снизится.
Подвесные ворота ограничивают высоту проема, к тому же геометрические и иные параметры забора нередко мешают установке длинного верхнего трека. Но зато зимой система работает не хуже консольной, особенно если соорудить над рельсом крышу. 
Конструкции на роликовой опоре прежде были популярны в Южной Европе, но для нашего климата они почти непригодны, так как снег, лед и грязь мешают тележкам двигаться по рельсу. Кроме того, последний со временем деформируется под воздействием сил морозного пучения (если только не залить под него дорогой ленточный фундамент) и проезжающего транспорта.
Важно!
Малейший перекос может нарушить работу механизма и многократно увеличить нагрузку на электропривод, поэтому автоматизированные ворота должны покоиться на надежном основании. Для консольной конструкции потребуется залить блок, размеры которого (как и расстояние между опорными тележками) рассчитывают индивидуально. Чтобы обеспечить максимально устойчивое положение тележек и столбов на проблемных грунтах, необходимо возвести монолитный железобетонный столбчато-ригельный фундамент; его длина должна примерно на треть превосходить ширину проема.
У подвесных ворот собственные опрокидывающие моменты практически отсутствуют (масса полотна давит вертикально вниз), к тому же рельс-перемычка сообщает конструкции дополнительную жесткость. Поэтому вкапывать столбы на глубину промерзания и бетонировать приходится лишь на сильно пучин истых грунтах, в остальных же случаях достаточно заглубить их примерно на 1 метр.
Обратите внимание
Отдельно стоящую калитку в целях безопасности всегда размещают со стороны, противоположной направлению откатывания ворот. Если этот вариант невозможен, следует встроить створку в полотно, что не повредит его прочности. 
Элегантный фасад
От материала и способа изготовления полотна зависят внешний вид ворот, их прочность и способность изолировать транспортный шум. При этом масса створки определяет стоимость механизма и привода.
Самый распространенный вариант полотна — из профилированных окрашенных стальных листов, приклепанных либо привинченных к раме из стального уголка или трубы прямоугольного сечения. Чтобы изделие выглядело презентабельно не только снаружи, имеет смысл заказать двустороннюю обшивку.
Рама из П-образных профилей позволяет использовать заполнение из сандвич-панелей толщиной 20-40 мм. В ассортименте производителей есть панели, точно воспроизводящие цвет и фактуру дерева и даже рельефные филенки. 
Существует множество других вариантов исполнения полотна, например из деревопластикового декинга, металлического сайдинга или кованых решеток. Но крайне нежелательно набирать сплошное (без промежутков) полотно из обычных досок: разбухшая от воды древесина оказывает огромное давление на раму и может даже разорвать угловые соединения последней. Композитный (деревопластиковый) декинг не впитывает влагу, но довольно тяжел, и для него требуется механизм с большой грузоподъемностью. Заметим также, что арочными могут быть только ворота консольного типа.
Об автоматике
Привод работает по принципу реечной передачи (кремальеры): он состоит из роторного двигателя с редуктором и зубчатой рейки, которую крепят к полотну. Воздействие ветра на полотно практически не сказывается на работе автоматики (в отличие от распашной конструкции, где двигатели и редукторы выходят из строя из-за перегрузки, связанной с давлением ветра на створки). Единственный нюанс: в сильный мороз некоторые приводы работают медленнее; более совершенные модели просто увеличивают объем энергопотребления.
Мотор мощностью 203-500 Вт помещен внутрь влаго-, и пыле- защищенного корпуса и обычно оборудован встроенным блоком управления и приемником радиосигнала (правда, иногда электронные «мозги» и считыватель кода приобретают отдельно). Необходимо, чтобы он поддерживал функцию обнаружения препятствия — во-первых, для безопасного пользования воротами, во-вторых, чтобы обмотки мотора не сгорели при образовании ледяных спаек между полотном и ловителями. Вообще, при чередующихся оттепелях и заморозках придутся регулярно осматривать основные узлы конструкции. Следует также выбирать устройства с динамическим (плавающим) радиокодом, надежно защищающие от несанкционированного доступа.
Когда ворота закрыты, электропривод за счет червячной пары или особых зацепов намертво стопорит полотно. Чтобы вы могли въехать и выехать при отключении электроэнергии, стоит позаботиться об аварийном питании от аккумулятора. Впрочем, оно необязательно, так как двигатель всегда оснащают так называемым расцепителем, доступ к которому защищен механизмом секретности с ключом.
Блоки управления современных двигателей позволяют регулировать усилие на страгивание и торможение, чувствительность к препятствию. Они также помогают установить режим калитки, при котором можно открыть ворота на определенную ширину и заданный период. Настройкой системы должен заниматься профессиональный наладчик. 
Вопрос безопасности
Въездные ворота обладают значительной массой и при движении могут повредить автомобиль, нанести травмы людям и домашним животным. Поэтому конструкцию обязательно оборудуют устройствами безопасности (их приобретают отдельно)— сигнальной лампой, а также парами из инфракрасных излучателей и фотоэлементов, которые запитывают от платы управления электромотором. Если движущийся предмет или человек пересекает луч, то электродвигатель останавливается либо переключается на открывание (в зависимости от настроек). Элементы системы располагают по обе стороны проема на основных столбах или специально построенных столбиках на высоте 300-600 мм над землей. Специалисты рекомендуют установить две пары "излучатель — фотоэлемент" с обеих сторон ворот. Повысить безопасность позволяет также правильная регулировка чувствительности привода.

 

Поделись с друзьями: